Правовое просвящение в школах

Описание программы

Преподавание прав человека
(Лаврентьева Н.С., Горбачева Т.В., Бисс М.Г.)

Первоначально было достигнуто соглашение между "Центром Миротворчества и Общественного Развития" (далее - ЦМОР) и гимназией "Исток" (далее - ГИ), согласно которому сотрудники ЦМОР 1 раз в неделю по 2 часа проводят занятия с учащимися 7 класса гимназии. В свою очередь ГИ предоставляет помещение для проведения уроков, а также организует занятия. Затем был проведен инструктаж сотрудников ЦМОР (3 человека), которые будут вести занятия по преподаванию прав человека в школе, т.е. были изучены: различные методики проведения занятий (в том числе интерактивные) и программа курса, а также обсуждены дальнейшие перспективы развития данного направления деятельности ЦМОР.

На сегодняшний день проведены 4 занятия по курсу изучения прав человека в школе (в данном случае - в гимназии). Так как программа курса рассчитана именно на то, чтобы дать основы правовых знаний детям, которые не собираются стать юристами, поэтому уроки проводятся в классе с углубленным изучением русского языка и литературы.

Первое занятие (26 октября 2000 г.) было вводное (1 час), в ходе которого использовалась игра "Американский кинотеатр". Это было сделано для того, чтобы, во-первых, наглядно показать детям, как будут проходить уроки; во-вторых, для более глубокого знакомства с детьми, т.е. в спокойной и дружелюбной атмосфере можно было более подробно рассказать о себе, о своих интересах и увлечениях и т.д. Последний момент достаточно важный не только в плане дальнейшего построения занятий для преподавателя, но и для самих учащихся, ведь нередко дети, которые учатся в одном классе, в силу определенных причин ничего не знают о своих одноклассниках.

На первом уроке некоторые из учащихся сразу проявили свои творческие способности, используя их в небольших инсценировках. Интерактивные методы (на 1 уроке - ролевая игра, мозговой штурм) все чаще стали использоваться в различных образовательных учреждениях. Уже после первого (вводного) урока видны наглядные результаты проделанной работы. Ребята спорят, обсуждают, думают, ищут наиболее приемлемые решения (пусть не всегда правильные, но, в конце концов, это же игра!), но главное - они обсуждают тему урока даже после того, как он уже закончился. Отсюда мы можем сделать вывод, что то, чем они занимались на уроке, им понравилось! Следовательно, они приобрели определенный опыт, знания.

Тема второго занятия (2 ноября 2000 г.) была достаточно обширной, поэтому целесообразно было разделить ее на два урока (второй: "Что такое человек" и третий: "Я и другой").

На первый взгляд может показаться, что детям в 7 классе тема "Что такое человек" не особенно интересна. Однако, как показывает наш опыт, этот вывод неверный. У каждого ребенка свое представление о человеке вообще (2 руки, 2 ноги, уши, глаза, рот и т.д.) и о самом себе как о человеке. В ходе игры "Тропи" дети не обращали внимание на детали, а общались обособленными группами. Во время же обсуждения игры и данной темы ребята нередко сталкивались с различными противоречиями, на которые в повседневной жизни не обращали внимания. Например, вопрос: кого можно считать человеком? Отвечает 1 ученик: У кого 2 руки, 2 ноги, голова, глаза, нос, рот и т.д. Но тут же его сверстник ему возражает: А инвалид без ноги, без глаза или кто родился уже инвалидом разве не человек? Сразу все начинают думать, по каким же еще признакам можно отличить человека от животного. От этой темы логично плавно перейти к более сложной, актуальной особенно сейчас - "Я и другой".

Это тема третьего урока (9 ноября 2000 г.). Посвящена она была различиям между людьми. В ходе занятия дети работали с наглядными пособиями; играли в ролевые игры: "Более равные, чем другие", "Голубоглазые и кареглазые", "Можно мне в круг?"; проявили свои творческие способности в рисунках на доске. Однако не все получилось, как мы планировали из-за того, что проблема различий между людьми существует давно. Кого-то мы смогли научить относиться терпимо и с пониманием друг к другу, а у кого-то осталось прежнее отношение к этой проблеме. Дети, по сути своей, ведут себя так же, как их родители, знакомые, друзья, соседи, в общем - взрослые. Поэтому объяснить свою неприязнь к неграм, евреям, грузинам и т.д. они не могут. Это одна из самых сложных и важных тем, которая будет не раз затрагиваться в программе курса.

Четвертое занятие (16 ноября 2000 г.) было посвящено введению в право. В начале урока ребятам была предложена игра "Эстафета", которая вызвала у них бурю эмоций и негодования, потому что в ходе игры ведущий несколько раз менял правила, не предупреждая об этом ребят. Эта игра весьма убедительно показывает, насколько важны в обществе правила поведения, чтобы они были разумными для всех и постоянными. Далее последовало обсуждение того, что же можно отнести к праву? Для многих учащихся было неожиданны некоторые события, которые они до сих пор считали повседневными и никаким образом не связанными с правом. Например: покупка проездного талона в автотранспорте - обязанность (!) человека; спокойный сон - право на отдых; иду в школу по той дороге, по которой мне больше нравится или быстрее идти - право на свободу передвижения. Проанализировав таким образом 1 день из своей жизни, у ребенка начинают складываться правильные представления о правовой стороне жизни. После урока "Введение в право" планируется провести небольшую проверочную работу для того, чтобы проследить понимание материала учащимися. Если с самого начала изучения правовых основ у детей будет складываться неверное мнение о праве, они получать искаженное представление о правовых аспектах общественной жизни в целом.

Темы следующих занятий:
5. История формирования и определения прав человека.
6. Классификация прав человека: экономические права. Обзор.
7. Классификация прав человека: политические права. Обзор.
8. Классификация прав человека: культурные права. Обзор.
9. Всеобщая Декларация прав человека - главный документ планеты.
10. Практические занятия: "Моя семья".
11. Практические занятия: "Ребенок в школе".
12. Практические занятия: "Не хочу учиться, а хочу жениться".
13. Практические занятия: "Милиция".
14. Практические занятия: "На приеме у юриста".
15. Подведение итогов: "Что я могу теперь".

В начало

Сайт управляется системой uCoz